ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»

Умения  и  навыки  связной  речи  не развиваются  спонтанно,  и  без  специального обучения  ребенок  не  достигнет  того  уровня развития  связной  речи,  который  необходим  для  полноценного  обучения  в школе.  Работы,  проводимой  в  детском  саду  или  на  подготовительных  к школе  занятиях  для полноценного  развития  связной  речи  недостаточно, обязательно  усилия  педагогов  дошкольных  учреждений  должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном  ритме  жизни,  в  семье  речевому  развитию  ребенка  уделяется катастрофически мало внимания. В результате, к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной. Дети не умеют связно и  последовательно  излагать  содержание  своих  мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ. 

Как  же  могут  родители  помочь  своему  ребенку  овладеть  умениями  и навыками связной речи?

Использовать  можно  все,  что  видит  ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке. Очень важно направлять  внимание  ребенка  не  только  на предметы,  но  и  на  их  детали.  Необходимо рассматривая  предмет,  задавать  ребенку  вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы  ребенок  отвечал  полным  предложением.  Следовательно,  впоследствии ребенок  научится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина».  Можно  использовать привлекательные  для  ребенка игрушки.  Например,  предложить  для  сравнения  две  куклы  и  две  машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем  рассказать,  чем  они  отличаются  друг  от  друга и  чем  похожи.  Некоторым  детям проще  дается  описание  различий,  чем  схожих признаков.

Таким образом, побуждая своего ребенка называть самые различные признаки предметов, вы способствуете развитию у него связной речи.

 

Примеры  игр  и  упражнений,  которые  могут использовать родители в домашних условиях:

Игра «Что мы видим во дворе?»  

Вместе  с  ребенком  посмотрите  в  окно.  Поиграйте  в  игру  «Кто  больше

увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.  Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него  много  веток,  а  на  ветках  листочки».  Если  ребенку  трудно  описать предмет, помогите ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он низкий или  высокий?».  Игра  способствует  развитию  активной  речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра «Профессии» 

С  помощью  этой  игры  у  ребенка  будут  формироваться  элементы  ролевой игры, вырабатываться речевая активность.  Покажите  малышу,  как  с  помощью  разнообразных  сюжетных  игрушек можно  играть  в  доктора,  парикмахера,  шофера,  продавца.  Разложите  в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.  Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»  Малыш  назовет  свою  роль  в  соответствии  с  выполняемым  действием, например:  «Я врач».  Уточните  у  ребенка,  какими  инструментами  он пользуется и для чего они нужны.  Чтобы  помочь  ребенку  с  рассказом  о  профессиях  необходимо  задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:  Как называется человек этой профессии, изображенный на картинке?  Как он одет? Носит ли он специальную форму?  Чем занимается человек на этой работе?  Где он работает? Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?  Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям? 

Упражнение «Повтори скороговорку» 

Скороговорки  являются  эффективным  средством  развития  речи.  Они позволяют  отрабатывать  навыки  правильной  и  четкой  артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение «Выучи стихотворение» 

Разучивание  стихотворений  является  средством  закрепления  правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.  Все  дети  любят  слушать  стихи,  стараются  их  запомнить.  Подбирая стихотворение нужно  учитывать  речевые  возможности  ребенка.  При разучивании изначально необходимо  проговаривать  каждую  строчку  стихотворения.  Можно  разучивать стихотворение  с  опорой  на  наглядные  картинки,  тем  самым  развивать  и зрительную память. 

Игра «А что было дальше?»

В  условиях  семьи  нужно,  как  можно  больше  внимания  уделять формированию  самостоятельной  связной  речи.  Например,  можно предложить ребенку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. 

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. 

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! 

— Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?) 

Как  мы  видим,  ежедневное  общение  родителей  с  ребенком  предоставляет множество  возможностей  для  развития  связной  речи.  Немного  терпения  и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания и, тогда ваш ребенок пойдет в школу с хорошо развитой речью.